Сетевой маркетинг (МЛМ)

Сетевой маркетинг (МЛМ)

Сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг он же многоуровневый маркетинг (от английского multilevel marketing, MLM) – довольно распространенный вид бизнеса, основанный на реализации товаров или услуг с помощью разветвленной сети дистрибьюторов. Основоположниками сетевого маркетинга считаются американцы Ли Майтингер и Вильям Кесселберри, которые создали первую МЛМ на основе продукции компании Nutrilite. На сегодняшний день в мире существует уже множество предприятий, имеющих в основе MLM бизнес. Наиболее крупные из них – Avon, Mary Cay, Zepter, Vision. Сетевой маркетинг в России представлен в основном иностранными компаниями. Наиболее известной российской МЛМ является «Сибирское здоровье», занимающаяся продажами БАДов, косметики и парфюмерии.

Что представляет собой МЛМ бизнес

Принцип действия MLM заключается в создании многоуровневой сети дистрибьюторов на которых ложится основное задание по распространению продукции. Вместо того чтобы создавать собственные точки реализации товара, компания привлекает заинтересованных распространителей (партнеров), которые могут либо реализовывать товар самостоятельно, либо вербовать других распространителей и получать процент от их продаж. Те в свою очередь могут перепродавать продукт другим покупателям и также привлекать к продажам других партнеров и иметь с них свой процент. И так практически до бесконечности. Система сетевого маркетинга, как правило, является многоуровневой. То есть, вы получаете не только процент от продаж привлеченных вами партнеров, но и небольшой процент от тех, кого удастся завербовать вашим рефералам. Таким образом, складывается ситуация, когда можно вообще не продавая товар, зарабатывать исключительно на процентах от продаж ваших рефералов. Чем выше вы находитесь в цепочке, тем выше в итоге ваш заработок. По закону, все дистрибьюторы, участвующие в сетевых продажах должны быть зарегистрированы как предприниматели, но на практике это редко реализуется. Это делает МЛМ бизнес еще более привлекательным со стороны граждан, ищущий дополнительный или основной доход.

В идеале все выглядит просто идеально, но на практике действия таких компаний напоминают обыкновенные пирамиды. Во главу угла ставится не качество конечного продукта и не привлечение клиентов, а работа с дистрибьюторами. Сетевой маркетинг (МЛМ) тратит огромные суммы не на исследования и инновации, а на проведение рекламных и PR акций среди распространителей. Организаторы таких акций проводят их с особым размахом, они дарят людям надежду, мечту к которой призывают стремиться. Почти все МЛМ компании имеют «доски-почета», на которых вывешиваются имена лучших дистрибьюторов. Однако большинство из них являются менеджерами компании и относятся к числу тех, кто собирает сливки с этого бизнеса. Уже первый год в сетевом маркетинге заставляет понять, что он не так прост как кажется на первый взгляд и потому многие агенты покидают эту сферу.

Сетевой маркетинг в интернете

Практически все МЛМ проекты в интернете связаны с организацией финансовых пирамид. Большинство из них имеют изначально мошеннический характер. Новые МЛМ появляются регулярно и так же регулярно исчезают, унося в небытие вклады доверчивых пользователей. Исключением могут служить лишь многочисленные партнерские программы по привлечению рефералов, но они имеют мало общего с классическими примерами сетевого маркетинга.

Что хорошего в МЛМ
Для компании
  1. Экономия на транспорте, торговых площадках, широкой рекламе (рекламные акции проводятся только среди привлеченных клиентов).
  2. Минимальный штат сотрудников, отсутствие трудовых договоров.
  3. Охват огромной аудитории.
Для дистрибьюторов
  1. Свободный график. Возможность подзаработать в свободное от основной работы время.
  2. Не требует специального образования и трудоустройства.
  3. Возможность получать пассивный доход от привлеченных партнеров, даже не продавая товар самому.
  4. Участие в акциях и тренингах компании. Приобщение к миру бизнеса в будущем поможет организовать свое собственное дело.
  5. Общение, возможность приобрести новых знакомых и партнеров по бизнесу.
Что плохого в МЛМ
Для компании
  1. Сетевой маркетинг запрещен во многих странах
  2. Недоверие к МЛМ со стороны большинства населения.
  3. Потребность в постоянном расширении количества дистрибьюторов.
  4. Сетевой маркетинг слабо развит в интернете.
Для дистрибьюторов
  1. Отсутствие трудоустройства
  2. Наличие стартового капитала для включения в число распространителей (многие МЛМ требуют регулярно покупать их продукцию, независимо от того, продали ли вы предыдущую).
  3. Принуждение посещать платные семинары и приобретать учебные материалы.
  4. Большая зависимость от компании.
  5. Невозможность возврата товара.
  6. Принятие на себя ответственности за качество товара.
  7. Изначально завышенная стоимость товара.
  8. Необходимость привлекать партнеров и самостоятельно рекламировать товар.
  9. Непрозрачность схем.

Как вы видите, основные сливки с МЛМ снимают их организаторы. У рядовых распространителей минусов гораздо больше, чем плюсов. Сетевой маркетинг – это не работа, где у вас есть социальные гарантии и медицинская страховка. Попав в МЛМ люди становятся зависимыми от нее и вынуждены продавать товар, чтобы окупить первоначальные затраты. Как показывают исследования в этой отрасли, товар, предлагаемый через сетевую торговлю, бывает в несколько раз завышен в цене, а его качество часто оставляет желать лучшего. Продать такой товар клиенту довольно трудно, потому для многих первый год в сетевом маркетинге становится последним, а купленный и нереализованный товар они попросту оставляют себе. Статистика в США показывает, что в отличие от самих МЛМ корпораций, которые зарабатывают десятки и сотни миллиардов долларов в год, рядовые дистрибьюторы имеют не более 100 долларов в месяц, большинство же и вовсе оказываются в минусе. Повторю, это статистика из США, что уж говорить о рынке России и СНГ.

Подводя итог, хотелось бы посоветовать дважды подумать, прежде чем связываться с сетевым маркетингом. Этот бизнес точно не может быть основным в статье ваших доходов, но при грамотном подходе и достаточной изобретательности вполне способен приносить неплохой дополнительный доход.

9 комментариев к “Сетевой маркетинг (МЛМ)”

  1. Dani:

    Если ты не находишься на вершине маркетинговой пирамиды, то всегда будешь получать только крохи. А вообще, сетевой маркетинг, как наркотик: легко в него влезть, но трудно потом от него отказаться

  2. Шток:

    У меня знакомый долгое время БАДы продавал, задолбал всех в округе. Только такое ощущение было, что ел эти БАДы он сам, потому что умом постепенно трогался, а одежду вся протерлась до дыр

  3. Мax:

    Ну чё, у меня тетка косметику какую-то там продает. Вроде довольна, не жирует конечно, но на жизнь хватает

  4. вадик1995:

    МЛМ и прочий сетевой маркетинг — это развод. Всё. Точка. Я удивлён, что ваш уважаемый сайт их рекламирует.

    • Администрация сайта Commerce Time:

      Уважаемый вадик1995!
      Наш ресурс не занимается рекламой ни сетевого маркетинга, ни любых других видов заработка. Мы всего лишь предоставляем читателям нашего сайта информацию, которой они могут воспользоваться по своему усмотрению. Как вы заметили, данная статья помещена в раздел «Рискованное», что подразумевает отношение администрации нашего портала Commerce Time к данному виду коммерции.
      Спасибо за ваш отзыв на статью.

  5. Акылай:

    Изучите истории всех успешных и богатых людей мира. Все, те кто добились успеха сами, у них получилось Благодаря MLM. Богатые люди не оставляют такие отзывы потому что они знают, как трудно добиться успехов. А бедные, тем временем, обсуждают их. Не имея сами ничего.

  6. Алабай:

    Сетевой маркетинг не умрёт никогда. Особенно в условиях роста населения на планете

  7. Лидия:

    А я давно уже не встречала сетевиков. Разве что косметику продают, а всякие там БАДы и сковородки исчезли.

  8. Игорь:

    Ничего криминального в сетевом маркетинге нет. Это всего лишь один из способов продать покупателю свой товар. Товары как правило вполне привычного качества, пусть и по слегка завышенной цене.

Оставить комментарий

Комментарий появится только после проверки