Критерий определения целей СМАРТ

SMART метод бизнеса

S.M.A.R.T.

Впервые термин СМАРТ был использован для описания целей и задач руководства компании Полом Мэйром в 1965 году, хотя основоположником этого термина считается Джордж Доран, который отразил его в своей работе, посвященной менеджменту в 1981-м году. В последние годы критерий СМАРТ обычно ассоциируется с разработанной Питером Дракером концепцией целевого управления. Основное преимущество целей СМАРТ состоит в том, что они помогают однозначно понять, когда эти поставленные цели достигнуты.

Что такое СМАРТ?

СМАРТ (S.M.A.R.T.) – метод определения краткосрочных целей компании. В основу названия положены первые буквы наиболее распространенных целей компании на английском языке.

Чаще всего метод СМАРТ используется для определения целей в области управления проектами, управления персоналом и личного роста. В идеале корпоративные, структурные и секционные цели можно разделить на:

Specific (специфические) – касающиеся определенного продукта, сферы деятельности или производственной единицы. Такие цели отличаются максимальной ясностью и доступностью для понимания всеми заинтересованными сторонами (продать товар).

Measurable (измеримые, мотивационные) – содержащие количественные показатели, параметры деятельности или индикаторы прогресса. Предполагают наличие неких критериев успеха, которые стремится достичь компания (продать 100 единиц товара).

Achievable (достижимые, одобренные, амбиционные) – цели должны быть амбиционными, к которым стоит стремиться, но при этом оставаться реалистичными. Стоит ставить только такие задачи, которые можно достигнуть имеющимися в распоряжении ресурсами и средствами.

Relevant (важные, соответствующие) – промежуточные цели должны совпадать с общей стратегией достижения главной цели. Не стоит тратить время и ресурсы на малозначимые задачи. Слишком большое количество поставленных целей, как правило, только вредит бизнесу. Перед тем, как ставить перед собой цели, задайтесь вопросом: как они помогут достижению главной цели, насколько они важны и можно ли обойтись без них? (Например, расширение точек продаж не всегда ведет к увеличению конечной прибыли).

Time-related (ограниченные по времени, определенные по времени) – для каждой цели нужно установить временные границы, когда эта цель должна быть достигнута. Временные рамки могут быть жесткими или гибкими, в зависимости от важности конечной цели для развития бизнеса (продать 100 единиц товара за месяц).

Первые 2 цели S и М обычно бывают неизменными, остальные 3 могут меняться в зависимости от сферы деятельности, стратегии и особенностей деятельности компании. Также обратите внимание на то, что не все цели имеют количественные показатели. В некоторых случаях, в погоне за количественными оценками, корпорация или менеджмент могут потерять выгоду от более абстрактных целей. Чтобы избежать этого, важно сопоставлять свои цели с реальным планом действий.

Дополнительные критерии

Некоторые бизнес-модели не удовлетворяются имеющимися пятью критериями и используют дополнительные:

SMARTER

  • Environment (окружающая среда) – влияние деятельности на окружающую среду (людей, природу, политику).
  • Risk (риск) – какие существуют риски и план действий в случае неудачи.

SMARТТА

  • Trackable – отслеженные цели.
  • Agreed – согласованные цели.

SMARRT

  • Realistic – реалистичные.
  • Relevance — значимые.

1 комментарий к “Критерий определения целей СМАРТ”

  1. Михаил:

    В процессе развития компании цели могут меняться, не нужно зацикливаться на чем-то одном.

Оставить комментарий

Комментарий появится только после проверки