Канва бизнес-модели

холст бизнес-модели

Канва бизнес-модели
Бизнес-модель Холст

Идея этой бизнес-модели впервые была предложена в 2008-м году известным швейцарским бизнес-теоретиком, консультантом и автором многих работ по бизнес-моделированию Александром Остервальдером. В основу его новой бизнес-модели была положена другая разработанная им же теория, получившая название – Онтология бизнес-модели. С момента выхода работы Остервальдера, канва бизнес-моделей смогла найти свое применение во многих специфических нишах бизнеса.

Канва бизнес-модели (холст бизнес-модели, бизнес-модель «Холст») – блочная модель стратегического менеджмента, основанная на технологии экономного стартапа (lean startup) и предназначенная для построения новых или описания существующих бизнес-моделей.

Она представляет собой визуальную схему с элементами описания стоимости, инфраструктуры, потребителей и финансов компании или её продукции. С помощью бизнес-модели Холст можно выявить сильные и слабые стороны бизнеса и помочь сгладить существующие неровности, за счет поиска компромиссов.

Описание бизнес-модели «Холст»

Формальное описание бизнеса ложится в основу его функциональных строительных блоков. В настоящее время существует множество бизнес-концепций. Остервальд предложил для своей теории единую эталонную модель, основанную на сходных чертах, присущих большинству из них. Используя придуманный им шаблон, любая компания может легко составить описание собственной бизнес-модели. В основу эталонного шаблона положен принцип блоков, каждый из которых описывает отдельную часть бизнес-модели компании. Основная информация блоков должна содержать сведения о структуре затрат компании, источниках дохода, основной деятельности, партнерах, каналах поставок и т.д.

Главные блоки канвы бизнес-модели

  • Финансы.
  • Инфраструктура.
  • Предложение.
  • Клиенты.
  • Взаимоотношения.

Визуализация канвы бизнес-модели

Бизнес-модель может быть распечатана на листе большого формата или нарисована на доске, чтобы все заинтересованные группы могли совместно обсуждать её элементы, вносить предложения или самостоятельно дополнять её. Этот практический инструмент способствует лучшему пониманию бизнес-модели «Холст», стимулированию дискуссий, анализа и творчества в коллективе.

Главные блоки канвы бизнес-модели

Пример построения канвы бизнес-модели

Канва бизнес-модели может быть использована и адаптирована в соответствии с конкретными бизнес-сценариями и приложениями.

Финансы

Структура финансов раскрывает двустороннее движение финансовых потоков организации, определяющих объемы затрат и правила ценообразования:

Структура затрат

Содержит информацию о главных финансовых моделях компании, а также об инвестициях, необходимых для создания товара или услуги.

Классы бизнес-структур
  • Управление затратами. Эта бизнес-модель направлена на минимизацию всех издержек и полную экономию (Low Cost авиакомпании).
  • Управление ценностью. Эта бизнес-модель не заботится о себестоимости продукта, а работает над созданием ценности (брендовые товары, VIP-услуги).
Характеристики структуры затрат
  • фиксированные затраты. Расходы не меняются в зависимости от сферы приложения (аренда, зарплаты и т.д.);
  • переменные затраты. Расходы варьируются в зависимости от объема производства товаров и услуг (фестивали, выставки);
  • шкала экономии. Расходы снижаются по мере увеличения объема заказов или производства товаров и услуг;
  • эффект масштаба. Расходы снижаются за счет подключения других компаний, имеющих прямое отношение к исходному продукту.

Источники дохода

Содержит информацию о способах получения прибыли от каждого типа деятельности. Существует несколько способов монетизации деятельности:

  • Продажа товара – самый распространенный тип получения дохода (магазины).
  • Плата за услуги – деньги, получаемые от клиентов за пользование услугами компании (обменники, службы доставки).
  • Абонентская плата – плата за получение доступа к информации или услуге (облачные сервисы, онлайн-кинотеатры).
  • Лизинг/кредитование/аренда – предоставление прав на использование актива в течение ограниченного времени (аренда автомобилей, банковские услуги).
  • Лицензирование – плата взимаемая за предоставление прав интеллектуальной собственности.
  • Брокерские сборы – доход от предоставления посреднических услуг в отношениях между двумя и более сторонами.
  • Реклама – заработок на рекламе продукта или услуги.

Инфраструктура

  • Основная деятельность. Наиболее важная деятельность компании, направленная на создание ценностей. Например, для создателей шариковых ручек главным является не себестоимость их производства, которая и так слишком мала, а развитие логистики и снижение затрат на транспортировку товара.
  • Основные ресурсы. Наиболее важные ресурсы, необходимые для создания продукта. Представляют собой активы компании, необходимые для поддержания стабильной работы бизнеса (персонал, финансы, интеллектуальная собственность, материальные ресурсы).
  • Основные партнеры. В целях оптимизации своей деятельности и снижения рисков действующей бизнес-модели, организации устанавливают особые деловые отношения с ключевыми партнерами. Дополнительные деловые альянсы могут также рассматриваться в рамках совместных предприятий и стратегических партнёрств с аутсорсерами и даже конкурентами.

Предложение

Предлагаемый продукт – совокупность товаров и услуг компании, способных удовлетворить потребности клиентов. Согласно канве бизнес-модели, ценностью предложения компании является то, что качественно отличает её от конкурентов. Ценность предложения, как правило, достигается с помощью различных элементов, таких как востребованность, производительность, инновационность, креативность, статусность, гибкость, стоимость, доступность и т.д.

Предлагаемый продукт может быть:

  • Качественным – основанный на пользовательском опыте и результатах исследований.
  • Количественным – основанный на соотношении эффективности и цены.

Клиенты

Покупательский сегмент – для того, чтобы построить эффективную бизнес-модель, компания должна определить, кто является её клиентом. Все клиенты могут быть разделены на группы, в зависимости от их потребностей и атрибутов, для осуществления корпоративной стратегии, отвечающей характеристикам каждой из групп клиентов. Различные типы клиентских сегментов включают в себя:

  • Массовый рынок. Если компания ориентируется на массовый рынок, у неё обычно не возникает потребности в сегментировании клиентов.
  • Нишевый рынок. Клиенты разделяются в зависимости от их потребностей и характеристик (брендовые товары).
  • Сегментированный рынок. Компания применяет дополнительную сегментацию в рамках существующего клиентского сегмента. В сегментированной ситуации бизнес может дополнительно различать своих клиентов по полу, возрасту, уровню дохода и т.д.
  • Диверсификация. Бизнес обслуживает сразу несколько сегментов с различными потребностями и характеристиками.
  • Многосторонние платформы. В некоторых видах бизнеса компании могут обслуживать в рамках одной операции взаимосвязанные группы клиентов. Например, в рамках обслуживания кредитных карт, банки одновременно предоставляют услуги держателям карт и продавцам.

Каналы сбыта – компания может доставить свой продукт потребителям разными путями. Наиболее эффективные каналы позволяют доставлять продукт в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами. Для этих целей компания может использовать собственные каналы доставки (магазины), каналы партнеров (дропшиппинг) или их комбинации (интернет-магазины).

Отношения с клиентами

Для того, чтобы обеспечить выживание и успех своего бизнеса в условиях жесткой конкуренции, компания должна определиться с тем, какие формы отношений она желает установить со своими клиентами. Различные формы взаимоотношений с клиентами включают:

  • Персональное обслуживание. Взаимоотношение подразумевает личный контакт сотрудника компании и клиента. Такие отношения проявляются в процессе продажи продукта, постпродажного обслуживания, консультационного центра и т.д.
  • Эксклюзивное обслуживание. Самый высокий тип взаимоотношений, при котором специально выделяется сотрудник для внеочередного решения всех вопросов клиента или группы клиентов.
  • Самообслуживание. Тип отношений, который перекладывает часть или всю работу по удовлетворению потребностей клиента на плечи самого клиента, с помощью специальных инструментов и расширенного функционала.
  • Автоматизированное обслуживание. Во многом напоминает самообслуживание, но при этом обладает функциями персонификации клиента, на основе его вкусов и предпочтений. Например, рекомендует клиенту приобрести товар или услугу, основываясь на анализе его предыдущих покупок или запросов в строке поиска.
  • Сообщества. Создание сообществ позволяет обеспечить прямое взаимодействие между клиентами, а также между клиентами и компанией. Люди с одинаковыми интересами и проблемами могут общаться в группах сообществ, обмениваться мнениями, писать отзывы о продукте, помогать друг другу решать проблемы и принимать решения.
  • Сотрудничество. Отношения, при которых компания предоставляет клиентам возможность влиять на создание продукта.

Компании могут использовать несколько разных бизнес-моделей для одинаковых товаров и услуг, а также одну бизнес-модель для множества продуктов. Эффективность бизнес-модели «Холст» можно повысить, включая в её структуру самые различные блоки и характеристики, а также создавая параллельные бизнес-модели. Отвечая на вопросы, заключенные в блоках, и сравнивая между собой различные модели, можно выбрать самую эффективную из них.

1 комментарий к “Канва бизнес-модели”

  1. Роман:

    Большое спасибо, очень простым языком описана концепция. До этого приходилось читать информацию о Канве бизнес-модели только на английском языке. Остервальда тоже читал. И хотя с английским у меня все в порядке, тем не менее, воспринимается такая специфическая информация тяжело. А здесь у меня все сразу с в голове сложилась чёткая структура. Теперь можно приступать к более подробному изучению.

Оставить комментарий

Комментарий появится только после проверки